На прошедших выходных в Бурятии зарегистрировали 16 преступлений, связанных с использованием IT-решений, включая три случая кражи средств с банковских счетов, десять случаев кибермошенничества и три взлома портала Госуслуг.
В итоге местные жители понесли убытки более 1 миллиона 52 тысяч рублей, из которых свыше 750 тысяч рублей были потеряны только в Улан-Удэ.
На обман стали жертвами не только улан-удэнцы, но и жители Джидинского, Кабанского, Кижингинского, Кяхтинского и Селенгинского районов.
В начале апреля мужчина из Железнодорожного района Улан-Удэ наткнулся на объявление о продаже квадроцикла на популярном сервисе по продаже товаров. Он попытался связаться с предполагаемым продавцом, но у него ничего не вышло. Тем не менее, вскоре ему написал тот самый продавец в мессенджере.
После обмена сообщениями они согласовали цену, сроки и методы доставки. По итогам, покупатель перевел 739 тысяч рублей на банковский счет продавца, ожидая получения квадроцикла в Улан-Удэ.
После перевода денег продавец отправил фотографию накладной, которая якобы подтверждала, что квадроцикл должен быть доставлен в город. Однако на следующее утро, когда потерпевший решил уточнить детали доставки, работники транспортной компании заявили, что никакой посылки на его имя нет.
Интересно, что в офисе его работы полиция проводила профилактические мероприятия по борьбе с мошенничеством, в которых этот мужчина принимал участие, но, к сожалению, он доверился аферисту.
Тем временем в ОМВД России по Джидинскому району поступил сигнал от представители одного из банков. Они сообщили, что 52-летняя женщина пришла в банк с сообщением о том, что ее знакомая оформила на ее имя кредит на сумму 588 тысяч рублей.
Полицейские выяснили, что в гости к заявительнице зашла знакомая, которая попросила ее банковскую карту, аргументируя это тем, что ее сын, живущий в Южной Корее, собирается перевести ей деньги. Женщина доверилась и отдала телефон с открытым приложением онлайн-банка.
Через 20 минут она вернула телефон и попрощалась. Спустя несколько дней они встретились на работе, и знакомая призналась, что за время, пока находилась с её телефоном, оформила кредит и отправила деньги мошенникам.
Женщина незамедлительно обратилась в отделение банка, где ей подтвердили оформление кредита и перевода средств.
Полиция выехала на место, но дом обвиняемой оказался закрытым. По словам знакомой, она была в Улан-Удэ, но, как выяснили полицейские, ее автомобиля не было на пути к городу.
Кроме того, 63-летний житель Селенгинского района также стал жертвой мошенников. 24 марта он получил звонок от человека, представившегося работником «Почты России», который сообщил о необходимости подтвердить пенсионные накопления.
Для этого ему было нужно назвать код из SMS-сообщения. После этого победитель продиктовал четыре цифры и стал ждать, когда к нему придет почтальон. Вскоре ему поступил видеозвонок от мужчины в форме, который, представившись сотрудником следственного комитета, начал рассказывать о необходимости составления заявления.
Спустя некоторое время он решил поделиться с «специалистом» и продолжил ждать звонка. Позже в его телефон позвонила «сотрудник Росфинмониторинга», которая настаивала на том, что для защиты своих средств мужчина должен открыть личный кабинет на Госуслугах и проверить, не оформлено ли на его имя что-либо мошенническое. В разделе документов он обнаружил, что от его имени уже оформлено доверие на неизвестного человека, а также была подана заявка на кредит и переведены 52 тысячи рублей.
К тому моменту, чтобы исправить ситуацию и сохранить свои деньги, «консультант» посоветовала снять наличные деньги с банка и перевести их на «безопасный счет». Чтобы зафиксировать новый кредит, доходилось ему также взять новый кредит и отправить деньги мошенникам.
Мужчина решил проехать в Улан-Удэ, потому что в своем поселке не нашел офис своего банка. Однако в банке ему отказали в выдаче кредита из-за самозапрета.
В итоге, следуя указаниям аферистов, он снял 300 тысяч рублей со своих сбережений и, используя приложение по бесконтактной оплате, перевел деньги неизвестным лицам.”Когда он, наконец, начал проверять номера, с которых получал звонки, он понял, что стал жертвой мошенников.