Всего за один день в Бурятии зафиксировано 13 киберпреступлений, из которых 7 случаев касаются кибермошенничества, а 6 — взломов аккаунтов на портале государственных услуг.
В результате этих махинаций жители региона потеряли более 1,9 миллиона рублей, причем 1,6 миллиона рублей — это убытки улан-удэнцев.
Обманутая жертва оказалась не только в Улан-Удэ, но и в Баргузинском, Заиграевском, Кяхтинском, Тарбагатайском, Северо-Байкальском и Хоринском районах.
Большинство пострадавших — молодые работающие граждане в возрасте до 30 лет.
Так, 23 апреля в УМВД России по Улан-Удэ обратилась 22-летняя девушка с жалобой на мошенничество. Она рассказала, что две недели назад ей позвонил мужчина с незнакомого номера и представился сотрудником налоговой службы, объявив о налоговой задолженности на сумму 30 тысяч рублей. Затем он попросил продиктовать свой СНИЛС и код, который ей отправили в смс. После этого мошенник "поблагодарил" ее и намекнул подождать кредитов.
Девушка немедленно изменила пароль в личном кабинете на госуслугах и, найдя номер «горячей линии», сообщила о происшествии.
Вскоре с ней связалась еще одна незнакомка, которая предупредила, что на её имя уже поданы заявки на кредиты, и для помощи необходимо обратиться к "сотруднику Центробанка".
Он призвал её заполнить и отправить в мессенджере заявление «об отмене кредитов». А затем вновь позвонил, сообщив о необходимости инициативного оформления займа, чтобы "опередить мошенников, узнавших её данные на портале".
Следуя указаниям этого интернет-преступника, жертва оформила кредит на более чем 370 тысяч рублей под предлогом покупки автомобиля. Затем, следуя плану мошенников, купила телефон с бесконтактной оплатой и перевела деньги через банкомат. В другом банке она еще взяла займ на 500 тысяч рублей, а в третьем — на 300 тысяч. Примерно 1,3 миллиона рублей ушло неизвестным мошенникам вместе с её собственными накоплениями.
Еще одна жертва мошенников — 69-летняя пенсионерка из Северобайкальска. У неё были похищены 300 тысяч рублей личных сбережений.
В мессенджере ей позвонил человек, якобы из «Энергосбыта», и предложил оформить заявку для замены электросчетчиков, после чего она должна была назвать код из смс.
Во время разговора её снова «перебил» звонок с номером, подписанным как «Роскомнадзор». Собеседник, представившись сотрудником службы безопасности, заявил, что мошенники получили её данные и могут оформить кредиты на её имя, сказав, что нужно "обезопасить деньги".
Женщина попала в ловушку следующей «экспертки», которая спрашивала о банках, которыми она пользуется, и попросила включить демонстрацию экрана телефона.
Аферистка успокоила пенсионерку, заявив, что мошенники уже завладели доступом к её данным, и предложила перевести все средства на "единый счет". Увидев на её счетах около 1,2 миллиона рублей, мошенница тут же отправила её к банкомату, чтобы та обналичила деньги и перевела их злоумышленникам. В итоге, проведя данные манипуляции, женщина потеряла 300 тысяч рублей, хотя и планировала вывести больше, но банк заблокировал её счет.
Полиция ранее уже проводила профилактическую беседу с этой гражданкой, однако мошенники всё же оказались хитрее.
Также обманутой стала женщина из Улан-Удэ, которая получила звонок о доставке цветов от мужа. Для получения посылки она должна была сообщить адрес и цифровой код.
После передачи информации ей поступил звонок от сотрудника «Росфинмониторинга», который настойчиво предупредил, что мошенники уже завладели её аккаунтом на госуслугах, и срочно нужно перевести деньги на "безопасные счета". Она выполнила это, в итоге поймавшись на уловку и потеряв 590 тысяч рублей.
Полиция Бурятии настоятельно призывает жителей не делиться с другими лицами своими личными данными, а также информациями о банковских картах, в том числе защитными кодами и паролями из СМС.
О важной информации по безопасности своих сбережений рекомендуется сообщать родным или звонить в "телефон доверия" регионального МВД 8(3012)292-292 для получения консультации по потенциальным фактам мошенничества.