Наша следующая история посвящена женщине, которая начала шить еще в детстве и превратила это искусство в свое призвание. Более двух десятилетий она создает уникальные костюмы для шаманских ритуалов и магические атрибуты. Ее изделия, выполненные из натуральных шкур животных, украшены разноцветными символами, каждый из которых несет особый смысл. Юлия Жамцуева расскажет вам о значении этих костюмов и их роли в шаманских практиках.
Камлание шамана - это особый ритуал, во время которого призываются духи предков. Для его проведения необходимы специальные костюмы и атрибуты, которые служат оберегами для шамана. Вся атрибутика делится на белую и черную в зависимости от линии посвящения.
Цыпилма Нимаева, потомственная шаманка:
Человек, принявший посвящение по материнской линии, считается "хори", что переводится как "черный", но это не означает что-то плохое. Белая атрибутика относится к тем, кто получил посвящение по отцовской линии.
Цыпилма Нимаева, потомственная шаманка, создала свой первый традиционный костюм в 2001 году. Сначала она шила для себя, но позже стала получать заказы от других шаманов. Особое внимание она уделяет изготовлению атрибутов: каждый шаман должен иметь толи, боти - большие четки, головной убор и кнут. Некоторые также используют посох, колокольчик, бубен и другие элементы.
Костюм шамана - это не просто ритуальная одежда. Он защищает душу шамана, отражает негативное воздействие и усиливает его способности помогать людям. На изготовление простого костюма уходит около трех дней, а на сложный, выполненный из шкуры с элементами металла, - около месяца.
"Ехын Амитай" в переводе означает "большой хозяин". Этот костюм, имитирующий скелет человека и выполненный из натуральной шкуры красной косули, помогает своему обладателю призывать самых могущественных божеств для помощи и защиты людей.
Юлия Жамцуева, корреспондент:
В каждом костюме, независимо от его сложности, присутствует один и тот же элемент - забдар. Это полоска из кусочков парчи, символизирующая змею, с глазами из жемчужных бусинок на основании.
Змея в шаманской семантике играет важную роль, так как способна перемещаться между мирами живых и мертвых, помогая шаману искать мудрость и исцеление.
Баир Цырендоржиев, верховный шаман религиозного центра "Тэнгэри":
С помощью духовности и божеств, окружающих наш мир, наш народ и наш род, мы, изменяя свое состояние, оказываем практическую помощь людям.
Эти костюмы несут в себе особый сакральный смысл. Их изготавливают уже более 20 лет в мастерской религиозного центра, чтобы шаманы чувствовали себя в безопасности во время проведения обрядов.
Автор: Юлия Жамцуева
Оператор: Николай Манжуев