Улан-Удэнский ЛВРЗ: от паровозов до полковых минометов - вклад в Победу

Улан-Удэнский ЛВРЗ: от паровозов до полковых минометов - вклад в Победу
Фото: ГТРК Бурятия

Во время Великой Отечественной войны Улан-Удэнский ЛВРЗ удивительным образом переключил свою деятельность, став неотъемлемой частью усилий по победе над фашизмом. Завод не только занимался ремонтом поездов и производством паровозов, но и освоил выпуск специальной военной продукции - полковых минометов, мин и снарядов, которые сразу же отправлялись на фронт. Эти сравнительно простые орудия сыграли ключевую роль в ликвидации живой силы противника и в прорыве минных полей.

Решение о запуске производства такого оборудования на ЛВРЗ было принято уже на третий день войны. В рекордные сроки на завод доставили необходимое оборудование из других регионов, что позволило открыть несколько новых цехов. Инженеры из оборонных предприятий приехали, чтобы помочь освоить новый вид продукции.

Марина Кох, работник музея Улан-Удэнского ЛВРЗ:

- Изначально у нас возникали проблемы с качеством, даже были судебные разбирательства и наказания для работников, которые не уложились в сроки. Однако конструкторам всё же дали отсрочку.

Несмотря на трудности, завод успешно наладил производство 82-миллиметровых батальонных и 120-миллиметровых полковых минометов. После испытаний, проведенных в Бурятии, они немедленно отправлялись на фронт. Много женщин и молодых людей, среди которых были даже 14-летние ребята, работали на производстве в это непростое время.

Вера Ельченко, председатель совета ветеранов Улан-Удэнского ЛВРЗ:

- Прием на завод осуществлялся, как мне рассказывали, с 16 лет, но порой молодые люди подмазывали себе возраст, чтобы работать. Если у отца уходил на фронт, а в семье оставалось по несколько детей, ситуация с продуктами была тяжелой. Многие шли на такой шаг, чтобы помочь родным.

С переориентацией на военные нужды завод также стал производить корпуса для мин и снарядов, а также перекраивал обычные вагоны в санитарные и авиаремонтные. Однако руководство не забывало о традиционном производстве - строительстве паровозов и ремонте составов. Эта уникальная история бережно сохраняется в музее завода.

Топ

Лента новостей