В столице Бурятии нарастают проблемы с автобусами частных перевозчиков — их число стремительно сокращается. Муниципальный транспорт занимает их место, но действующие тарифы продолжают ставить под угрозу стабильную работу общественного транспорта.
С 2020 года частники прекратили работу на десяти городских маршрутах, включая № 28, 51 и 54. В этом же году значительно уменьшился выпус автобусов на маршрутах № 21, 44 и других, обслуживаемых частными перевозчиками. Только в этом году в Улан-Удэ количество малогабаритных автобусов сократилось на 340. Причина — отсутствие рентабельности в перевозках.
– Цены растут с каждым днем. Например, ремонт двигателя, который раньше стоил 90-100 тысяч рублей, теперь обходится в 290-300 тысяч, — жалуется водитель маршрута № 37 Вячеслав Рыков. – Наш автопарк уменьшился в три раза: если раньше у нас было около 170 машин и такое же количество водителей, то теперь осталось лишь чуть больше 60. Я покупал свою газель за полтора миллиона, а сейчас она стоит около шести. Обновить устаревший автопарк становится крайне сложно из-за повышения цен.
Чтобы поддержать работу общественного транспорта, на четырех маршрутах — № 28, 51, 25, 92 — организовано движение муниципальных автобусов по укороченным схемам. В то же время частные перевозчики полностью уступили свои маршруты № 17 и 80 городской компании. На других маршрутах, таких как № 2, 3 и 37, идет совместная работа муниципальных и частных автобусов.
К сожалению, тарифы также влияют на эффективность работы транспорта. Игорь Сластин, председатель профсоюза работников автомобильного и дорожного хозяйства Бурятии, отметил, что ожидаемое повышение тарифов в 2024 году оказалось недостаточным: всего 20% от действующего тарифа не спасают ситуацию. Это приводит к утечке работников, а перевозчики ищут другие источники дохода. Хотя небольшое повышение тарифов временно замедлило отток, оно не улучшило финансовыми условия предприятий. Люди жалуются на плохое состояние автобусов и низкое качество обслуживания, причиной чего становятся задержки в ремонте и нехватка качественных запасных частей. Перевозчики снова обратились к городскому совету с просьбой рассмотреть возможность нового повышения тарифов.
Сергей Будагаев, начальник отдела организации пассажирских перевозок, отметил, что внимание сейчас сосредоточено на развитии коротких маршрутов, что должно повысить частоту рейсов при нехватке водителей и ограниченном количестве автобусов. После привлечения дополнительных водителей планируется увеличить объем перевозок и запустить новые краткосрочные маршруты.