В Улан-Удэ продолжается сокращение количества автобусов частных перевозчиков. Муниципальный транспорт постепенно заменяет «частников», однако действующие тарифы значительно влияют на функционирование общественного транспорта в городе.
С 2020 года частные компании прекратили выполнять поездки на десяти городских маршрутах, среди которых номера 28, 51, 54, 64, 4, 25, 92, 23, 29 и 30. Выпуск транспорта на таких маршрутах, как 21, 44, 46, 100 и 19, 33, 57, 55, 77, также заметно снизился. В этом году количество малых автобусов, работающих на частных перевозках, сократилось на 340 единиц. Ситуацию усугубляет отток водителей, вызванный невысокой рентабельностью бизнесов по пассажирским перевозкам.
— С каждым годом цены поднимаются всё выше, — делится переживаниями водитель маршрута № 37 Вячеслав Рыков. — Например, в 2019-2020 годах капитальный ремонт двигателя обходился в 90–100 тысяч рублей, а сейчас его стоимость выросла до 290–300 тысяч. И это только двигатель — есть ещё коробка и сцепление. Наш автопарк тоже значительно уменьшился: раньше у нас было около 170 машин и столько же водителей, а теперь осталось чуть больше 60. В 2017 году я купил газель за полтора миллиона рублей, а сейчас её цена достигла шести миллионов. Обновить устаревший автопарк стало крайне сложно из-за высоких цен.
Для обеспечения стабильности общественного транспорта в Улан-Удэ организовано движение муниципальных автобусов по сокращенным маршрутам № 28, 51, 25 и 92. Автобусы частных перевозчиков полностью заменены на маршрутах № 17 и 80, а на таких, как 2, 3, 37, 59, 70, 71, 82, 95 и 100, осуществляется совместная работа муниципальных и частных автобусов.
Эффективность автобусных маршрутов всё ещё зависит от тарифов. Ожидаемое повышение цен с 2024 года не полностью удовлетворяет потребности, отмечает Игорь Сластин, глава профсоюза работников автодорожного хозяйства Бурятии.
— Тариф был увеличен всего на 20%, что недостаточно для улучшения рентабельности пассажирских предприятий. Из-за этого отрасль теряет сотрудников — перевозчики выбирают другие сферы деятельности. Иногда небольшое повышение замедляет отток, но не решает финансовые проблемы компаний. Люди жалуются на плохое состояние автобусов и неудовлетворительное качество обслуживания. Основная причина — задержки с ремонтом и невозможность приобретать качественные запчасти. Перевозчики снова обратились с расчётами, надеясь на положительное решение городских депутатов по вопросу нового повышения тарифов.
Сергей Будагаев, начальник отдела организации пассажирских перевозок Комитета по транспорту, рассказал о текущих планах:
— Мы сосредоточили внимание на развитии коротких маршрутов, которые позволят увеличить частоту рейсов, даже с ограниченным числом водителей и техники. После привлечения дополнительных водителей мы планируем увеличить объём перевозок, повысить количество рейсов и запустить новые короткие маршруты.