С 28 мая по 25 июня в Бурятии у буддистов стартовал особый месяц, который называют временем благих дел. Этот период считается волшебным: в течение него каждое доброе дело множится в тысячи раз, в то время как зло, сделанное в это время, может негативно отразиться на карме. Верующие активно занимаются духовными практиками и молятся за здоровье всех живых существ, отказываясь от мяса и соблюдая пост.
Гороо вокруг дацана — это обязательный ритуал перед тем, как войти в храм. В этом священном месяце, известном как Буянта hара, верующие участвуют в молебнах с добрыми намерениями. Бато и Гунсыма, придерживаясь традиций, соблюдают этот месяц уже третий год.
Бато и Гунсыма Дашибаловы:
- В это время мы полностью отказываемся от мяса, рыбы и яиц. В первый год было непросто, так как не были полностью готовы. Но второй и третий годы прошли гораздо легче, так как мы осознанно подошли к этому процессу. После поста на душе становится светлее, чувствуешь очищение, мысли становятся чистыми. Мы молимся за всех существ, за долголетие родителей и счастье детей, совершаем добрые дела.
Этот период совпадает с четвертым месяцем лунного календаря. В этом году он начался 28 мая и продлится до 25 июня. В течение этого времени каждое хорошее действие умножается в тысячу раз, а плохие поступки приносят негативные последствия.
Баир лама Раднаев, пресс-секретарь Улан-Удэнского дацана Хамбын Хурэ:
- 2700 лет назад наш великий Будда Шакьямуни родился в Лумбини в Индии именно в четвертом месяце Сака. В то же время, в полнолуние, он достиг просветления и стал Буддой.
В середине священного месяца ламы проводят особый хурал, называемый Дончод - это "Тысяча подношений Будде Шакьямуне". Этот день отмечается как день рождения, пробуждения и ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни.
Юлия Жамцуева, корреспондент:
- В этот священный месяц буддисты активно посещают дацаны. Некоторые из них молятся в течение трех дней в затворе, при этом отказываясь от еды и воды. Особенно важно в это время читать мантры в тишине, не произнося ни слова.
Молебны проходят во всех дацанах Бурятии, а практики сами по себе становятся важной частью жизни. Кроме того, буддисты меняют свой рацион: семья Сультимовых уже восемь лет придерживается поста. На столе у них в основном свежие овощи и отварной картофель, питательные салаты, а на завтрак — каши. Пост не является препятствием для разнообразного питания.
Сэсэгма Сультимова:
- Мы чередуем обеды: рис, макароны, тушеную капусту с морковью и картошкой. Можно обойтись без мяса — это совершенно реально. Этот месяц можно выдержать.
К полному воздержанию от продуктов животного происхождения буддисты приходят постепенно. Главное, как они считают, — это мотивация.
Цыденжап Сультимов:
- Основная мотивация в том, чтобы развивать добросердечие к всем живым существам. Накопление благих заслуг в этот период — это большая добродетель, и мы соблюдаем пост с радостью.
Развивая добросердечие и совершая добрые поступки, буддисты верят, что помогают приумножить свою светлую карму, что, в свою очередь, отразится на их перерождении в следующей жизни.