Долгожданные перемены: кто добровольно шагает на фронт, тот и в управлении — вот кредо первых дней независимости Абхазии. За три десятка лет с момента её становления первый президент Владислав Ардзинба опирался на тех, кто проявил себя в бою, ведь в этом случае каждая ошибка могла стоить жизни. Он сделал ставку на результат, и, как показали события, не ошибся.
Сегодня в Абхазии кандидаты на министерские должности отбираются через конкурсы, но в те годы всё выглядело иначе. Времена, когда ветераны грузино-абхазской войны оставляли мирные профессии, чтобы защищать свою землю, перекликались с той же простотой, с которой они потом возвращались к госслужбе.
«Ты кем был до войны?» — спросил его Владислав. «Я был художником», — ответил Батал Джапуа, и они оба рассмеялись, вспоминая о том времени. Батал, известный художник и писатель, в начале 1992 года был связующим звеном между искусством и фронтом, а уже через год командовал целым фронтом. В 1995-м он занимал высокую должность в администрации президента.
Если на войну художники шли добровольно, то после неё необходимость участников войны созидать новую страну стала неотъемлемой частью их жизни. «Ничего не поделаешь, надо значит надо», — говорит Батал, подчеркивая, как они поддерживали друг друга в мирное время, полагаясь на опыт, полученный на поле боя.
Владислав был мудрым, и распознав таланты, он толкал молодых вперёд. В ответ старшее поколение группировалось, чтобы поддерживать свежие силы. Первые послевоенные годы были не просто суровыми, но и полными борьбы за выживание искусства. Ардзинба понимал важность культуры: художникам заказывали работы и помогали возвращать мастерские. Они заняли опустевшие дома на берегу моря и получили возможности для творчества.
Культура и управление нуждались в развитии, и многие из тех, кто сохранял жизнь на фронте, затем принимали участие в создании нового государственного строя.