Совсем недавно среди военных экспертов активно обсуждали, что танки могут потерять свою актуальность в современном бою. С появлением множества противотанковых средств даже считалось, что они утратили свою незаменимость. Однако текущие события ясно показывают: без танков не обойтись при ведении наступательных операций. Легкая бронетехника никоим образом не может заменить мощь и защиту, которые предоставляют настоящие танки.
День начала российской танковой эры можно считать 18 мая 1915 года - именно тогда стартовали испытания уникального изобретения русского инженера Александра Пороховщикова, созданного на базе Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге. Интересно, что это творение не совсем соответствовало привычному понятию танка, и вся эта авантюрная история могла бы стать основой для занимательного произведения.
Пороховщиков был изобретательным человек, что было характерно для его времени. Он занимался разнообразными проектами, включая автомобили и самолеты. В 1919-1923 годах ему удалось запустить в производство учебные самолеты, такие как П-IV бис и П-VI бис. Примечательно, что он также разработал оригинальную композитную броню, состоящую из двух слоев закаленного металла, с прокладкой из морской травы. Однако испытания показали, что такая броня не была лучше обыкновенной.
В августе 1914 года Пороховщиков направил заявку в Верховное командование и Особый комитет по поддержке флота, обещая создать универсальную машину на гусеничном ходу. В январе 1915 года он представил чертежи и смету на строительство 'Вездехода' - ему выделили почти 10 тысяч рублей и 50 солдат и рабочих.
К маю 1915 года 'Вездеход' был готов. Его длина составила 3,6 метра, ширина - 2 метра, а высота - 1,5 метра. Предполагалось, что он будет весить 3,5-4 тонны и сможет развивать скорость до 25-40 км/ч. Последний показатель кажется маловероятным, да и как точная скорость достигалась, остается загадкой.
Интересной особенностью была ходовая часть 'Вездехода': машина имела одну широкую гусеницу из резиновой ткани, натянутую на четыре барабана. Передние колеса служили для поворота. На дороге передний барабан поднимался, и машина двигалась на заднем, так что могла катиться на колесах. Однако на мягком грунте эта конструкция показала свою бесполезность: колеса вязли, и управлялся 'Вездеход' лишь за счет упирания оглоблей в землю. Изобретатель сделал корпус водонепроницаемым, но испытания на воде так и не были проведены.
По итогам испытаний пришли к выводу, что 'Вездеход' не только не имеет никаких преимуществ перед обычным автомобилем, но и проигрывает по многим параметрам: отсутствию дифференциала и общей сложности конструкции. Даже при движении по рыхлой почве он не мог справиться с различными препятствиями.
После того как 8 октября 1916 года газета 'Новое время' написала о первом использовании британских танков на Сомме, интерес к 'Вездеходу' вновь проснулся. 12 октября Пороховщиков опубликовал статью, утверждающую, что его изобретение - первый танк, и только бездействие военного ведомства помешало ему выйти в производство раньше английских 'танков'.
В январе 1917 года он представил обновленный проект с четырьмя большими колесами и оригинальной башней с пулеметом, однако этот проект не нашел поддержки.
В послевоенные годы теория Пороховщикова вновь вспомнили, пользуясь ею в советской пропагандистской кампании. Однако его имя было забыто на время: он был расстрелян в 1941 году по обвинению в шпионаже и реабилитирован только в 1955 году.
На волне интереса появились мифы о его военном вооружении и защищенности корпуса, хотя никаких задокументированных данных об этом не существовало. В 1979 году журнал 'Техника-молодёжи' даже предложил реконструкцию 'Вездехода' с добавлением второго члена экипажа, но это был всего лишь художественный вымысел.
Сегодня 'Вездеход' все еще вспоминается в литературе как первый танк, хотя на самом деле он никаким образом не относится к этому понятию. Если говорить о действительно первых полугусеничных машинах, то это был трактор Хольта, который начал выпускаться в 1892 году.
Не забудем о первых настоящих танках – британских Mark I, которые, кстати, имели косвенное отношение к России. Чтобы ввести в заблуждение германскую разведку, их официально называли 'баками', где 'банки' – это просто маскировка. Это напоминает о том, как быстро выяснили, что колеса на танках не увеличивают маневренность, а наоборот, тормозят передвижение.