В Музее русского импрессионизма открылась масштабная выставка «Русские дикие». Проект объединил работы европейских и русских художников начала XX века, известных своим новаторским подходом к искусству.
Название выставки отсылает к французскому журналисту Луи Вокселю, который в 1905 году назвал «дикими» живописцев, чьи полотна увидел на парижском Осеннем салоне. Среди них были Анри Матисс, Андре Дерен, Альберт Марке и другие. Их картины поражали публику нарочитой неправильностью форм, отрицанием законов перспективы и смелым использованием цвета.
В свою очередь, Давид Бурлюк причислил к «русским диким» своих современников – Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова и Петра Кончаловского. Работы этих авторов впервые представлены вместе в Музее русского импрессионизма.
Более 50 музейных и частных коллекций со всей страны объединились для создания выставки. По словам Юлии Петровой, директора Музея русского импрессионизма и сокуратора выставки, русские художники были не меньшими бунтарями, чем их французские коллеги.
В экспозиции иронично обыгрывается призыв французских критиков посадить «диких» художников в клетку: полотна французских мастеров отгорожены решётками, а вокруг них расположены картины русских импрессионистов, символистов и примитивистов.
Всего в залах музея собрано 113 живописных полотен таких авторов, как Андре Дерен, Анри Ле Фоконье, Марк Шагал, Николай Тархов, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.
Одним из дерзких решений организаторов стало экспонирование единственного в России холста американского граффити-художника Жана-Мишеля Баскии. Несмотря на то, что эта работа, выполненная в 1980-х годах совместно с Энди Уорхолом, не имеет прямого отношения к фовизму, её экспрессивная манера, по замыслу кураторов, должна помочь публике испытать тот же шок и потрясение, которое пережили посетители Осеннего салона 120 лет назад.
Выставка адаптирована для незрячих и слабовидящих посетителей. В залах установлены тактильные станции со звуковым сопровождением и организованы бесплатные экскурсии с тифлокомментированием.