Угольная отрасль на грани катастрофы: проблемы и последствия для регионов
Недавняя встреча комиссии Госсовета РФ по энергетике под руководством Айсена Николаева вновь привлекла внимание к тревожной ситуации в угольных регионах, в числе которых Бурятия.
Как оказалось, 18 угольных шахт приостановили свою деятельность, что затронуло около 5,6 тысяч рабочих мест. Но это только верхушка айсберга ещё 29 компаний могут столкнуться с закрытием в следующем полугодии, что ставит под угрозу почти 23,9 тысяч горняков.
Причины крайне сложны: помимо западных санкций, на отрасль влияют общие экономические колебания, которые ведут к снижению цен на уголь премиум-класса. Внутренние проблемы тоже не отстают недостаточная пропускная способность железных дорог, высокая ключевая ставка Центробанка, а также рост затрат на операционные и логистические услуги всё это создает напряженную ситуацию.
Если в 2023 году угольная индустрия заработала 374,7 миллиарда рублей, то прогнозы на 2024 год предсказывают потерю в 112,6 миллиарда. В первом квартале этого года убытки уже превысили 126 миллиардов, а доля убыточных компаний достигла 61,8% по сравнению с 53,3% в 2022 году.
К тому же, долговая нагрузка на компании постепенно растет: с 2022 года задолженность по кредитам увеличилась почти в полтора раза и сейчас составляет около 1,2 триллиона рублей.
Данные по экспорту показывают противоречивую картину. Например, Хабаровский край увеличил экспорт угля на 55,8%, в то время как в Приморье и Тыве наблюдается резкое падение на 88,1% и 88% соответственно. Забайкалье и Кузбасс пока держатся, но в целом многие регионы испытывают серьезные трудности.
Экономические проблемы угольной отрасли существенно отражаются на бюджете регионов. В Якутии, например, бюджетные поступления от угольных компаний за первые пять месяцев нынешнего года сократились на 10%, а налог на прибыль упал в 6,3 раза. Ожидаемый недостаток доходов от угледобычи оценивается в 9 миллиардов рублей.
По итогам обсуждения, участники комиссии предложили ряд мер, включая реструктуризацию кредитов, налоговые отсрочки и компенсирование части транспортных тарифов, чтобы поддержать отрасль и предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации.